МЕНЮ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
21 мая 2020
В "Театральной беседке" Владимир Гусаров
Сказка «Маша и медведь», поставленная по пьесе В. Швембергера, оказалась самой актуальной во время карантина. Маша учит мыть руки и соблюдать гигиену, что сейчас очень важно делать всем! В «Театральной беседке» на вопросы отвечает режиссер–постановщик спектакля Владимир Анатольевич Гусаров.
Почему Вы решили обратиться к сказке «Маша и медведь»?
- Эту сказку, «не садись на пенёк, не ешь пирожок», мне рассказывала моя бабушка. Она хорошо знала русский народный фольклор и была прекрасной рассказчицей. Я помню цветные картинки, которые возникали в моем воображении. Казалось, что бабушка рассказывает сказки о себе.

Но обратились мы не к сказке, а к пьесе Виктора Швембергера. Показалось, что гораздо интереснее поставить именно его пьесу.

Сложно ли было ставить ширмовой спектакль?
- Да, есть своя специфика. С куклами приходится очень много работать. Так как эта сказка близка к драматической, мы взяли за основу куклу, у которой есть жест и пластика. Она приближена к человеческой природе. Должно быть полное ощущение живого персонажа. В Озерске замечательные актёры, слышат режиссера, чувствуют куклу. Мне кажется, все что задумано – получилось.

Надо ли родителям читать сказку перед тем как вести ребенка в театр?
- Спектакль - это литературная сказка, но связанная с действием, с цветом, светом, пространством. Читать в принципе сказки, конечно надо. Мне кажется, перед походом в театр, совсем не обязательно. Чтобы в голове ребенка не возникла своя история, свои образы.

Когда я иду смотреть спектакль для меня, как для зрителя, важно, что я увижу в этом спектакле, какие мысли мне хотят донести, о чем хотят рассказать. Если я приду со своим замыслом в голове, смогу ли воспринять увиденное? Будешь сравнивать, сопоставлять…
Всегда ли совпадает представление автора пьесы и режиссера о герое?
- Нет, не всегда. Могут быть совершенно различные акценты. В спектакле «Маша и медведь» моя Машенька другая по характеру. Она самостоятельная, сама вылезает из короба. И характер медведя немножко другой. Он, конечно, лесной зверь, но покладистый. Зверь, который обладает качествами, которые очень важны сегодня всем – он добрый.

Адресность этой сказки – детям старше пяти лет?
- Когда ставишь сказку, думаешь о том, что её будут смотреть не только дети, но и взрослые: родители, учителя. Им также должно быть интересно на спектакле, как и детям. Спектакль рассчитан на то, чтобы взрослый увидел свою историю. Если для детей это рассказ о том, как Маша обхитрила медведя и сбежала от него. Для взрослых хотелось протянуть совершенно другую линию. Рассказать о том, что в силу определённых обстоятельств, люди иногда не могут быть вместе. Это может быть слишком философски, но это есть. В принципе, зверь должен жить в лесу, а человек - среди людей. Но, у людей бывает так, что они не могут быть вместе в силу определенных обстоятельств.

Есть еще одна линия, которая очень важна для детей. Ложь во спасение. Маша обманывает медведя, но именно таким образом спасается. Для меня самое главное в её характере то, что она работящая, умная, заботливая. В ней есть чувство сострадания. У медведя больная лапа, она помогает ему вытащить занозу. Понимает, что обман - это не хорошо, что медведь не такой уж плохой, когда вдруг слышит его искренние слова в свой адрес.

Мы в жизни иногда скрываем свои чувства, закрываемся, не успеваем говорить какие-то важные вещи открыто. Хотелось бы заставить зрителя задуматься об этом и посмотреть на себя по-другому.
Как вы пришли к таким очаровательным куклам?
- Художника я нашел в Московском театре кукол. Елена Богданова, внучка Виктора Швембергера. Она, как никто, чувствует персонажей. Вот и получились чудесные куклы. В них виден не только талант художника, но и ее душа.

Сейчас все смотрят мультфильм «Маша и Медведь», как Вы к нему относитесь?
- Я посмотрел несколько серий. Для меня это смешно, хотя говорят, что он вреден для детей, Машка жестокая. Я бы не хотел, чтобы спектакль сравнивали с мультиком. У нас абсолютно другие персонажи, другие характеры. Ту энергию, которую дает спектакль никогда не получишь перед экраном телевизора.

Как Вы стали режиссером театра кукол?
- Я хотел быть летчиком и разведчиком. Когда не поступил в военное училище по зрению, показалось – жизнь закончилась. Вообще, я с детства много занимался математикой и физикой. Потом поступил в театральную студию и стал мечтать о профессии драматического актера.

Поехал поступать в Университет, но проходя мимо театрального института решил попробовать свои силы. Предложили поступить на кукольное. Сначала не воспринял это совсем, а мне подсказали, что можно поступить, а потом перевестись. Думаю, а почему бы и нет? На втором курсе рассмотрели во мне характерного актера. Но заведующий отделением кафедры театра кукол категорически был против, а на двух отделениях тогда не разрешали учиться. Так я и остался на кукольном отделении.

С первого курса нас вводили в спектакли для взрослых, часть предметов у нас шла именно в театре. Так нас приучали к культуре, да еще платили по рублю за каждый спектакль. Для студентов это было такое подспорье.
Какой главный спектакль в Вашей жизни?
- Без сомнения, «Куклы рассказывают и показывают», он стал поворотным в судьбе. Я был студентом, играл во втором действии, в комедии Петрушки. Этот спектакль поехал на театральный фестиваль в Москву. Там я увидел настоящие кукольные спектакли. Театры были из разных стран. Это было такое мощное впечатление, которое переломило мое представление о театре кукол. Ведь в нем может быть все - трагедия, комедия, драма… Я стал понимать Чудо театра кукол. Мы смотрели по 5-6 спектаклей в день, а вечером в СТД - мультфильмы Ю. Норштейна. Это было потрясение.

А где работали после окончания института?
- Я работал в Харькове актером. Во время репетиций всё что-то подсказывал, советовал коллегам. Главный режиссер сказал: «Раз такой умный - иди учись на режиссуру». И поехал я в Питер. Я знаю закон театра – ушел – уже не возвращайся. Но наш главный, мудрый человек сказал мне: «Всегда будем рады принять тебя обратно».

В Питере прошел все этапы, поступил на режиссерское. Но после Харькова никак мне не хотелось жить в этом городе. К счастью, собралась дружная команда, учиться было интересно.
Первая режиссерская работа?
- В Харькове, когда вернулся в свой театр. Конечно, не все было просто. Поставил «Слоненка» – этнографический, яркий и необычный получился спектакль.

Кто важнее в спектакле?
- Актеры. Кукла в спектакле должна ожить, нужна определенная пластика, чтобы это было в жанре. Ему и сложно, и легко. Легко - потому что образ уже задан режиссером и художником. Сложно, потому что надо не просто соответствовать, а чувствовать вместе с куклой.

Для меня очень важен художник в театре. Это всегда сотворчество. Ты сочиняешь мизансцены, а они должны быть выразительными. Выбор системы кукол уже может быть решением спектакля.

Сложно ли делать спектакль для детей?
- Для меня самое главное - детям рассказывать простым языком о серьезных вещах. Со мной в детстве никогда не сюсюкаясь. Ребенок - маленький человек, с ним надо говорить на серьезную тему и помнить, что его очень трудно обмануть. Если ему не интересно, он будет отвлекаться, не будет смотреть спектакль.

Но делать скидки на то, что он маленький надо. Уровень энергии должен быть такой, чтобы не травмировать психику ребенка. Он очень восприимчив и открыт. Возбуждается очень быстро, а процесс торможения медленный. Нельзя обманывать детей, делать вид, что все гладко и весело.

Став подростком, он столкнется со взрослой жизнью и будет бессилен перед проблемами. Вместо сахара мы пытаемся дать детям сахарин, обманываем.

А потом удивляемся, что они не могут пробиться в жизни, за себя постоять.

Взрослея, ребенок понимает, что ему врут, жизнь совсем другая.
Скажите, как Вы восстанавливаетесь после спектакля?
- Смотрю все премьеры спектаклей, смотрю фильмы. Обожаю театр Петра Фоменко, но хожу во все театры, когда попадаю в разные города. Много читаю. А иногда просто ничего не делаю. Просто гуляю. Но это тоже идет процесс…

Когда смотрите спектакль, режиссер выключается?
- Смотрю всегда открыто, радуюсь успехам. Я же не критик. Как можно сидеть и смотреть, разбирая по «косточкам». Режиссера выключаю всегда. Иначе не прочитаешь то, что тебе пытались донести. Конечно, свое мнение есть всегда. Если интересный спектакль – вовлекаешься в действие.
Вы можете кратко охарактеризовать профессию кукольника?
- Она мастеровая и творческая! Пока сам не сделаешь куклу, кукольником не станешь. Актер должен уметь все. Мы, когда учились, лепили шарики, делали из папье-маше кукол. Актер должен знать свою куклу, согревать ее перед спектаклем, вдохнуть в нее жизнь. Уметь полечить, если на гастролях что-то случилось, а мастера рядом нет.

Кукла-талисман у Вас есть?
- Петрушка. Я его, конечно, с собой не вожу. Но он моя первая кукла, хоть я его и не играл, в спектакле. Он ироничный, шут, скоморох, может быт разным, но всегда ярким!

Сколько поставлено спектаклей?
- Примерно 80, бывало так, что в год ставил 5-6 спектаклей. В 90-е годы активно приглашали.

Трудно войти в новый коллектив?
- Бывает трудно. Важно, чтобы тебе поверили, как режиссеру, поверили в то, что ты знаешь, что будешь делать и приняли те условия игры, которые ты предлагаешь.

Один-два случая в жизни были, когда с актерами было трудно договориться. Нужно понимание, что мы все делаем одно дело.

Нас воспитывали так, что театр твой дом, мы все единая семья, так было в Харькове, в Челябинске. Весь театр озабочен тем, чтобы все получилось. Главным был спектакль, имя театра.
Впечатления о нашем городе?
- Я приезжал на Театральный фестиваль «Дип-студия». Первые впечатления от театра. Здание мало производит впечатление, но хорошо, что оно не приспособленное, а специально построенное. А вот актеры просто замечательные, хорошие ребята, в профессии, живут своим делом. Понимают с полуслова, о чем идет речь. Не приходится разжевывать, заниматься репетиторством.

Что пожелаете актерам?
- Беречь другу друга. Видеть друг в друге художника.

Что пожелаете зрителям?
- Любите театр. Он замечательный.

Для справки:
Владимир Гусаров, участник и дипломант Международных фестивалей театров кукол в России, на Украине, в Литве, Австрии, Германии, Боснии и Герцеговине. Некоторое время работал в Челябинском театре кукол. Организовал Международный театральный фестиваль «Соломенный жаворонок», посвящённый памяти В. Вольховского. Ставил спектакли в театрах России, Украины и Казахстана. Сейчас работает в Белгородском театре.