МЕНЮ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
2018
2014-2013
2012-2011
2010
2009
Театр кукол "Золотой петушок" в гостях в МДОУ Детский сад №1. Малыши принимали "Курочку Рябу" всей душой, проживая каждое мгновение спектакля очень подробно и глубоко. Потрясающе интересно за этим наблюдать. Вот они смеются, вот ищут глазами на полу воображаемую мышку, которую "боится" тетенька-актриса. Ожидание чуда и безграничная вера. Распахнутые души. А когда Бабка плачет, Дед плачет — наступает самый драматичный момент: детки кривят губки, вот-вот заплачут по-настоящему. Способность к сопереживанию заложена в человеке от природы!

К сожалению, далеко не все родители в Озерске приводят своих детей в театр кукол. Возможно, для некоторых из этих малышей это была первая встреча с театральным чудом. И может быть, они вскоре забудут этот день, но, уверена, в их душе останется нечто удивительное и прекрасное. Вот ради этого мы и работаем.

Автор: Юлия Клепикова

https://vk.com/album-9425187_253374699

Первая встреча со сказкой
28 мая 2018
Гастроли в Екатеринбурге. Играли спектакль «Серая Шейка». Люди здесь ходят в театр целыми семьями, маленьким выдают подушки, чтобы повыше было. Озёрский театр кукол здесь давно знают и ждут. Бываем регулярно, пересмотрели местные жители почти весь наш репертуар. Спектакль принимали очень тепло, отзывались смехом на проделки Зайца, нежно прижимались к маме в самые трогательные моменты действия.

После задала пару вопросов зрителям.

Семья: папа, мама и Никита (4 года). Ходят на наши спектакли регулярно, отслеживают в афише, но про сам город имеют самое приблизительное понятие. «Вроде где-то там рядом еще Снежинск есть», - сообщил мне папа после некоторого раздумья. Спектакли Озерского театра кукол любят. Никите больше всего понравился Заяц. Говорит: «Если это был я, то уж показал бы этой Лисе настоящее карате!». И мальчик тут же перешел от слов к делу, отрабатывая приемчики на невидимом противнике.

Попыталась ещё поговорить с двумя очаровательными двойняшками – мальчик и девочка. Но почти не удалось, потому как удержать их на месте практически нереально. Уже на бегу сообщили мне, что видели спектакли Озёрского театра кукол впервые, сказка очень понравилась, что Лиса похожа на слоника, а Заяц – на клоуна! С тем и умчались бестрее ветра.

В следующий раз везем «Новую Рэпку»!

Юлия Клепикова


ФОТООТЧЁТ
Лиса похожа на слоника, а Заяц – на клоуна!
24 апреля 2018
Душевный был вечер 24 марта в театре кукол "Золотой петушок".
Давали "Чёрный кофе". Зал был полон. Сергей Гальперин и Светлана Трофимова-Ерохина разыграли лирическую драму из жизни пожилых супругов. Обаятельный спектакль.
Зал откликался легким смехом на забавные реплики из серии "милые бранятся", то замирал в сочувственной сопереживании. Темы-то поднимались вполне знакомые.

История простая своей жизненностью, милыми бытовыми стычками любящих супругов (один мой знакомый сказал: прямо как у меня дома подглядели). Но история и сложная безвыходностью ситуации, в которой оказалась эта семейная пара: позади осталась любимая работа и полноценная творческая жизнь. Ничего нельзя вернуть, все надежды летят прахом.

Супруги — бывшие актеры, разговоры их все время крутятся вокруг театральных тем, но история на самом деле гораздо шире. О жизни вообще. Не только в театре случаются такие истории, когда хорошим коллективом руководит человек случайный и недалекий, из-за которого рушатся судьбы, медленно погибает общее хорошее дело. Такое было и будет. Мир несовершенен, но тем милее свет любви близкого человека рядом.

А в финале, на аплодисментах, к артистам выстроилась целая очередь с цветами! Приятная и, к сожалению, такая редкая картина! Браво, театральная публика!

Юлия Клепикова
Горький кофе с ароматом любви
24 марта 2018
20 января в Озёрском театре кукол «Золотой петушок» смотрели спектакль по сказке «Дикие лебеди» Г.-Х. Андерсена. Режиссер- Борис Макаров, художник-Андрей Степанов. Борис Макаров, на мой взгляд, — фантазийный режиссер, тонко чувствующий слово и открывающий в нем новые смыслы. Спектакль получился лирический, взволнованный, прочувствованный, с драматическим накалом.

Здесь я открыла для себя Андерсена как христианского философа, и потому, по-новому зазвучали для меня слова, ставшими символическими: тесная корона, надеваемая архиепископом на голову Элизы — терновый венец, крапивные рубашки для братьев — власяницы, обещание молчать, данное Элизой Фее — обет молчания. Даже 11 братьев и двенадцатая Элиза, словно 12 Апостолов. Кто-то высказал шутливую мысль, что добрая Фея могла бы и облегчить судьбу Элизы. Но именно через страдания, терпение и смирение происходит совершенствование души, в этом случае — достижение справедливости и счастья.

Действие в спектакле начинается не традиционными фразами: «В одном королевстве» и т.д., а сценой самого настоящего карнавала. Танцующая молодежь приходит в дом одного из участников и завороженно слушает рассказ об истории картины, украшающей комнату в нем. Прекрасная готическая сказка получилась вовсе не тяжеловесной, а величественно возвышенной и стильной в оформлении(художник Андрей Степанов). Точно отраженное время и в гобеленах, и готических формах предметов, и реквизите: летящие лебеди, вазы, корзины. Мастерски сделаны куклы. Даже костюмы артистов выполнены в виде средневековых плащей с капюшоном.

Отличный ансамбль артистов: Екатерина Замула, Игорь Шестаков, Татьяна Белка, Сергей Гальперин, Роман Соловьев и др.Именно ансамбль, где никто не выбивался, не перекрывал партнера даже динамикой голоса: чувствовали, слышали, понимали друг друга.

В спектакле звучало много музыки. Музыкальное оформление, выполненное Сергеем Гальпериным, было приятно слуху. Самое главное — был соблюден баланс живого человеческого голоса и микрофона: музыка не оглушала.

«Курочка Ряба» Дмитрия Ерохина – совершенно чудная работа для малышни, стала вторым спектаклем в этот день. Сказка исполняется в малом зале: теплом, уютном, небесно- голубом. Для малышни в этом зале приготовлены не только маленькие разноцветные стульчики, но даже подушки- пуфики, на которые они могут не только сесть , но и лечь).

На сцене книжка-раскладушка с выдвижными деталями избяного интерьера, куда вставляются милые фигурки деда и бабки, кошки, мышки, курочки Рябы(художник Екатерина Трифанова). И сама актриса в пелеринке с опушкой, в юбке, словно отороченной перышками. Мэри Поппинс в круглых очках?, библиотекарь? или курица-наседка?). «Курочка Ряба» — это спектакль для одной актрисы (Светлана Трофимова- Ерохина). Актрисы виртуозной с яркой внешностью, изящной пластикой, бесконечным обаянием, чудесным голосом. Она и куклами управляет, и рассказывает, и предметы в оформлении успевает менять. Всё продумано до мелочей.

В "Рябе" звучит мелодичная и очень приятная для слуха музыка Олега Аленского, создающая настроение. Своим спектаклем режиссёр сказал "нет" — архаике и нафталину). Звучит современная народная сказка.

В Озёрске я словно побывала в детском царстве: в буфете — маленькие столики, маленькие пуфики и кислородный коктейль, в зрительском фойе — игровая комната и кукольный театр. Перед спектаклем с детьми беседуют педагог-организатор или режиссер. Дети с удовольствием отвечают на вопросы: что можно делать во время спектакля и что нельзя. (Не ошибаются. Растет настоящая театральная публика). И звонят в колокольчик, оповещая о начале спектакля. А ещё фойе украшает потрясающее мозаичное панно с изображением Золотого петушка, чьим именем театр назван.

Светлана Бабаскина

Путешествие в детство
20 января 2018
В Озёрском театре кукол - молодое пополнение. Новая актриса-кукловод – Регина Кадырова. Приехала Регина из Набережных Челнов, где, несмотря на свой юный возраст, три года уже успела поработать в театре кукол.

Выросла Регина в семье математиков, может быть, именно поэтому она мечтает сыграть в спектакле, поставленном по сюрреалистичной сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», (ведь автор этого произведения тоже был математиком).

Театральная школа и республиканский театральный лагерь «Движение», по словам актрисы, стали виновниками её выбора творческого жизненного пути, а не технического, как у родителей. За плечами у Регины Казанское театральное училище, мастерская Андрея Юрьевича Дмитриева. Далее – работа в Набережночелнинском государственном театре кукол с удивительным национальным колоритом.

- Регина, Ваши любимые роли?

- Когда меня спрашивают о моих любимых ролях и спектаклях, то первое, что приходит в голову – это спектакль на татарском языке «Посиделки». Эта постановка наполнена традициями и атмосферой татарской деревни: татарскими национальными костюмами, песнями, баснями, сказками, считалочками, танцами.

Когда начали восстанавливать спектакль, столкнулись с огромными трудностями. Из четырех актрис две (одна из них я) не знали татарского языка и никогда не жили в деревне. И я, разучивая свои реплики, стала находить и буквально терроризировать знакомых, владеющих татарским языком, чтоб они меня слушали и исправляли, начала прислушиваться к татарским бабушкам в автобусах и посещать татарский драматический театр.
Работа над «Посиделками» открыла много нового для себя о татарском народе, чему я была изрядно удивлена.

После восстановления спектакль первый раз был сыгран на фестивале тюркскоязычных народов «Наурус». Как мы там друг друга чувствовали… Испытываю огромную благодарность двум татарскоязычным актрисам, которые понимали, как нам непросто.

Был интересный опыт – игра в спектакле «Ёжик и туман». Это необычный спектакль, спектакль для слепых или театр ощущений, как его называет Каролина Жерните – режиссер этого постановки. Сказка окончательно складывается лишь в голове участника (зрителя с повязкой на глазах) путем воздействия на все органы чувств, кроме зрения. При работе над этой постановкой мы искали звуки, запахи, вкусы; ломали голову, как можно сделать то и это, проверяли всё на себе и на коллегах; делали инструменты из подручных средств и придумывали мелодии к стихам Сергея Козлова. Это был незабываемый опыт.

- Как Вы решились приехать в Озёрск?

- Часть моих знакомых переезд сюда считают безумным и безрассудным поступком. Закрытый город, достаточно далеко от дома. Их мнение я хочу опровергнуть, так как я считаю, что я совершенно осознанно приехала в Озёрск.

С театром «Золотой петушок» я познакомилась в мае 2012 года на фестивале театров кукол «Рабочая лошадка» в Набережных Челнах, где была куратором этого замечательного коллектива, с которым быстро нашла общий язык. Перед фестивалем, так как это было моё первое кураторство, коллеги напугали меня, сказав, что это очень ответственное дело. Я отнеслась к делу крайне ответственно. Как меня выдержали, не знаю, потому что я была не куратором, а пионервожатой, «дети» которой всегда должны были быть рядом. Доходило даже до того, что озёрские артисты меня предупреждали, что они идут в уборную. Но первая встреча закончилась теплой дружбой. И как следствие – мой приезд на работу в Озёрский театр кукол.

- Как Вас встретили здесь, в Озёрске?

- Встретили меня здесь очень тепло и хорошо, с творческим сюрпризом (честно – не ожидала), было очень приятно. И теперь мне кажется, что это они мои кураторы: возят туда и обратно, показывают дорогу, проводят экскурсию по городу, приносят чайники и даже кормят. Ну, и как сюда не приехать!

- Регина, кроме театра, чем Вы еще увлекаетесь?

- Я люблю читать, читаю с 5 лет. Сначала научила меня читать моя сестренка, только вниз головой, так что потом пришлось переучиваться. Читаю в основном классику. Предпочитаю зарубежную. Любимые авторы – Гессе, Андерсен, Уайльд. Гессе покорил своей философией, тонкостью ощущений и точной передачей душевных перемен. У двух последних замечательные сказки.

Я пишу стихи. Три моих стихотворения даже вошли в сборник, выпущенный литературным клубом «Черный вторник» в 2013 году.

Мой любимый поэт Маяковский, тут даже можно убрать слово поэт, мой любимый - Маяковский. Он покорил меня своей страстностью, бесстрашием, мощью, своеобразием, нестандартностью, своей громадой любви и тем, что, кажется, что у него нет и не было никаких рамок.

С 15 или 16 лет он остается моим любимым поэтом, и верится, что это навсегда. Я отмечаю его день рождения. У меня есть сережки с фотографией памятника Маяковского в Москве. Книга, которую я на данный момент читаю, это автобиография Маяковского «Я сам».

Я считаю себя активным человеком: так я вожатая летнего республиканского театрального лагеря «Движение», в который с 13 лет ездила ребенком, а в дальнейшем стала вожатой. Можно сказать, я там выросла. Там очень позитивная и мощная энергетика, избыток фантазии, куража, молодости от детей и подростков. И невероятная возможность пообщаться с замечательными преподавателями (на моем направлении актерского мастерства – это режиссер театра Маяковского в Москве Никита Кобелев, режиссер театра-студии «Ключ» в Челнах Софья Федёкина и актриса из Сербского детского театра «Бошка бука» Зорица Иванович), принять участие в их тренингах, поучится и перенять что-то у них.

Увлекаюсь йогой. Она делает меня более стрессовоустойчивой, позволяет более позитивно смотреть на вещи. Занималась долгое время хатха-йогой, а с недавних пор начала осваивать кундалини-йогу.

Когда мне мама предложила пойти на курсы по Батику, я была уверена, что это не для меня, так как я человек нетерпеливый. Но, как нестранно, меня это увлекло.

Последнее, чем я горжусь – это то, что я перед прибытием сюда получила права. Вождение это как кукольный театр: как только забываешься, отвлекаешься, ты выпадаешь из спектакля, и потом не так-то просто сориентироваться и влиться в процесс, так и на дороге.

Ещё есть пристрастие к интересной одежде и необычным вещицам, украшениям.

____________

Регина уже активно включилась в работу: с 26 августа начались репетиции нового спектакля «Госпожа Метелица», в интермедии «День знаний», посвященной 1 сентября, где актриса играет роль ученицы Звездочки, и готовиться ее ввод в хор Рая во взрослом спектакле «Ящик Пандоры».

Пожелаем Регине ярких творческих работ и легкой адаптации на нашей озерской земле!

Лицом к лицу. Знакомьтесь — Регина Кадырова (Филимонцева)
31 августа 2014
Озёрский театр кукол «Золотой петушок» вновь готов порадовать своих самых маленьких зрителей премьерной сказкой. В этот раз они увидят увлекательную историю, поставленную по хорошо известному одноименному произведению Галины Лебедевой «Как Маша поссорилась с подушкой».

Огромные старинные часы с маятником отстукивают ночное время, всегда такое загадочное, таинственное для детей. И совсем не хочется спать. Тогда и одеяло кажется колючим, и подушка неудобной. Но вдруг с неба слетает звезда, которая открывает дверь в таинственный ночной мир. Под волшебную музыку Шумана и Моцарта, под хрустальный перезвон колокольчиков зрители вместе с героиней сказки попадают туда, где звезды, как в калейдоскопе, преображают старинные часы в маленькое мироздание...

Все это красочное волшебство сочинил режиссер и художник Дмитрий Ерохин. А рассказывают сказку артисты Светлана Трофимова-Ерохина и Роман Соловьев. И то, что это будет очередное кукольное чудо, нет сомнений. В последние годы голос «Золотого петушка» уверенно звучит на подмостках областного фестиваля профессиональных театров «Сцена». Зрители и жюри «Сцены-2011» высоко оценили оригинальную постановку Дмитрия Ерохина, открывшего технику соломенных кукол, в спектакле-монологе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Исполнительница всех ролей этого спектакля, обладательница сильного красивого голоса Светлана Трофимова-Ерохина, была удостоена на этом фестивале специального приза жюри «Надежда».

Прошлогодняя «Сцена» принесла «Золотому петушку» сразу две главные награды. Жюри признало «Лучшим спектаклем для детей» сказку «Крошка Енот». А «Сказка про хитрую лисицу» была удостоена лауреатской награды в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Предстоящая премьера «Как Маша поссорилась с подушкой» (она состоится 13 и 14 апреля), так же, как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Сказка про хитрую лисицу», поставлена для малого зала, который единодушно признан зрителями домашним, театром для семейного просмотра.

Людмила Фёдорова

Волшебная ночная серенада от озёрского "Золотого петушка"
25 мая 2013
Озёрский театр кукол поставил «Сказку про хитрую Лисичку» для самых маленьких зрителей – детей трех лет! В основу спектакля легла русская народная сказка «Волк и Лиса», в народе больше известная по последним словам главной героини: «Битый небитого везет».

Спектакль вписан в замкнутое тройное сказочное пространство: ажурные небеса полукругом возвышаются над заснеженной землей-сценой, а под ней открывается водная стихия с поющими рыбками. Целостное зимнее сказочно-снежное русское мироздание!

Актеры скрыты за этим условным пространством сказки, поэтому создается полная иллюзия настоящей лесной жизни, где весело прыгает самый любопытный из всех, все знающий, все видящий, за всеми подсматривающий, от всех ускользающий Зайчик. Задорно присвистывают и дразнят Волка озорные красногрудые снегири. Всех обводит вокруг пальца хитрая рыжая пушистая плутовка Лисичка. И в очередной раз попадается на ее хитрости простосердечный, доверчивый Волк, не уступающий своей переливающейся иссиня-фиолетовой шубой Лисе. Заводная, сочная, темпераментная сказка построена на игре маленьких очень симпатичных куколок-марионеток, где звери с настоящими – звериными – повадками, а люди совершенно реалистично живут на сцене.

Конечно же, задор и удивительно позитивное настроение, национальный колорит спектаклю придают всем известные русские народные мелодии в обработке оркестра народных инструментов.

Юмористический взгляд на русскую народную сказку, немного необычный финал подарит и детям, и взрослым приподнятое настроение!

В 2012 году спектакль стал лауреатом XIV областного фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена - 2012» в номинации «Лучший актерский ансамбль».


Автор: Ольга Жукова


Долгожданная премьера для малышей
10 марта 2013
Итак, взаимодействие (точнее столкновение) менталитетов — образ жизни. Енот-мама «темной ночью, когда луна будет очень полной» предлагает Крошке Еноту пойти одному к ручью и наловить раков. При этом все встречные (и Старый Дикобраз, и Скунс, и Толстый Кролик) с ужасом спрашивают Крошку Енота «И тебе не страшно?». Русскому менталитету страшно. А американскому? Американскому менталитету хорошо известно, что енот, дикобраз и скунс – животные ночные. Из них только кролик (поэтому- то он и спит все время) ведет дневной образ жизни. Соответственно на наш образ жизни это переводится примерно так: «В летний полдень, когда солнце будет стоять высоко в небе…».

И еще о взаимодействии менталитетов — взгляд на воспитание.
Один из уроков, которые дает мудрая мама-Енот, предназначен для тех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения. Как научить ребенка самостоятельности и ответственности, как не препятствовать развитию талантов и способностей, как не подменять ребенка там, где он может сделать Сам, как не скатиться до гиперопеки, как не вырастить «маменькиного сынка» — эти и другие проблемы современного воспитания отражены в нем.
К сожалению, традициями нашего воспитания являются скорее авторитарность и гиперопека, чем демократичный стиль и доверие. Наверное, поэтому нужна нам зарубежная сказка, чтобы взглянуть на себя со стороны и перенять лучшее из традиций других народов.
Согласна, что енот, дикобраз и скунс нашему менталитету чужды. Увидеть на их месте зайца, волка, медведя и лису было бы привычнее. Но это был бы другой спектакль, который решал бы другие задачи. Хорошо, что в репертуаре нашего кукольного театра есть разные спектакли.

Ольга Титченко

10 марта 2012
В преддверии весны в Театре кукол «Золотой петушок» состоится премьера спектакля по мотивам притчи А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Назвать это удивительное произведение сказкой едва ли возможно: его образы и «антураж» далеки от выдумки, а говорящие цветы, животные и инопланетные существа – это элементы космоса человеческой души. Трудно назвать «Маленького принца» сочинением, адресованным детям, - во всяком случае, каждый, заглянувший в эту книгу с милыми и немного забавными иллюстрациями, сможет увидеть в ней безграничный и многогранный мир, таящий светлые истины, – «пустыню, в которой скрываются родники». Насколько же сложен путь сценического воплощения «Маленького принца»!

Сценарий спектакля М. Василька – безусловно, индивидуальная авторская интерпретация, цель которой – не чтение на сцене полного текста сочинения Сент-Экзюпери, но, скорее, диалог с мудрым создателем притчи на вечные темы, которые звучат в «Маленьком принце». Одна из них – тема путешествия в мир собственной души, которая часто остаётся «неизведанной территорией» в мире повседневных забот и суеты. Сам Маленький принц в спектакле – не маленький мальчик, но маленький человек, хозяин собственной планеты. Планета лишь со стороны кажется маленькой, а на самом деле задаёт своему жителю серьёзные вопросы, в поисках ответов на которые он отправляется в далёкое и опасное странствие по лабиринтам Вселенной – или, в интерпретации драматурга, по лабиринтам человеческой души. Маленький принц в спектакле Театра – это и кукла, и актёр, которые действуют одновременно самостоятельно и единодушно. По оригинальному замыслу художников спектакля кукла и артист похожи даже внешне…

Другой лейтмотив пьесы – любовь во всех её проявлениях, обретающая особую силу в испытаниях, разочарованиях, повседневности и одиночестве, придающая смысл всем человеческим поступкам. Проблема взаимоотношений взрослых и детей, поставленная в произведении французского писателя, в спектакле звучит менее явно. Драматург, скорее, обозначает проблему осмысленности тех действий и усилий, которые наполняют человеческую жизнь и обретают смысл лишь в ответственной любви к тем, «кого мы приручили».

Бесконечная однообразная пустыня и безграничное звёздное небо, окружающие героев, словно выводят происходящее за пределы времени и создают атмосферу тишины, необходимую для размышления над вечными истинами. Яркому впечатлению от действия способствует музыкальное оформление спектакля, созданное композитором С. Гальпериным.

Театр кукол вновь предлагает своим друзьям спектакль – размышление, в котором, как и в чудесной притче Сент-Экзюпери, многое необходимо читать между строк. «Самого главного глазами не увидишь; зорко одно лишь сердце», - такова непреложная истина, которую Маленькому принцу открывает его земной друг. Театр приглашает в свой гостеприимный зал зрителей всех возрастов, чтобы вместе с автором истории о Маленьком принце размышлять о вечных ценностях и красоте человеческой жизни. Премьера спектакля состоится 25 февраля в 15 часов.


Марина Вырва

Зорко лишь одно сердце...
16 февраля 2011
Режиссёр спектакля "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Дмитрий Ерохин из Озерска сочинил по мотивам известной сказки фольклорную историю с обрядовыми песнями и присказками. Участниками игры стали также маленькие зрители.

Дети уютно расположились на мягких подушках перед сценой и с интересом следили за, казалось бы, знакомым сюжетом, а в финале сами под руководством актрисы Светланы Ерохиной сделали себе по маленькой куколке – на память о спектакле. "У нас с женой растет маленький ребенок, и когда мы читали ему разные сказки, то обнаружили эту, которая, как нам показалось, очень хорошо легла на тему послушания и непослушания, – рассказывает Дмитрий Ерохин, режиссер спектакля (Озерск). – Плюс ко всему у мамы этого ребенка, то есть у актрисы Светланы Ерохиной, есть богатый фольклорный материал, потому что она много лет собирала и занималась в фольклорной студии. И мы подумали: почему бы не сделать такой фольклорный спектакль для детей".

Дмитрий, по первому образованию актер, несколько лет назад увлекся режиссурой. А чтобы делать спектакли профессионально, поступил на режиссерский факультет Санкт-Петербургской театральной академии. На сегодняшний день Дмитрий ставит спектакли и играет на сцене. Что для него интереснее, он пока не решил. До окончания института ему осталось два года, так что время на то, чтобы выбрать приоритеты, у него еще есть. Поездка на фестиваль для молодой семейной пары – режиссера и актрисы – признание их творческого тандема.

"У меня самые хорошие впечатления, – говорит Анна Некрылова, театральный критик (Санкт-Петербург). – Редко приходится говорить это слово – "теплые", потому что мы тоже малость впали в детство, пытаясь сделать кукол. И очень важно сегодня непосредственное общение с детьми – то, что они получают флюиды и сами начинают участвовать".

Светлана Ерохина очень искренне, доверительно и заинтересовано общалась с маленькими зрителями, не пропуская ни одной их реакции. Дети в ее моноспектакле стали полноценными партнерами. Актриса играла не спектакль вообще, а спектакль именно для этих детей, пришедших в театр именно сегодня. "Кукол все всегда у нас делают с удовольствием, и сегодняшний день не исключение, – отмечает Светлана Ерохина, актриса (Озерск). – Это забытое наше прошлое, поэтому это интересно для детей. У них есть компьютеры, на которых они работают мышкой. Делать что-то руками мало кто из них умеет. Некоторые дети даже не умеют завязывать узелочки, что кажется странным: они ведь уже школьники. Не приучены дети к ручному труду, но откликаются всегда с удовольствием.

Спектакль оценили зрители, а теперь создатели ждут мнения жюри конкурса.


Светлана Кондюрина, Андрей Анисимов

Фольклорная история для маленьких зрителей
1 ноября 2011
Уже после того, как закончились гастроли Озёрского театра кукол «Золотой петушок» (а были они в Челябинске с 22 по 27 февраля), стало понятно, что все три спектакля, привезённые озёрцами, так или иначе объединены одной темой – материнства. И это при том, что все спектакли совершенно разные и помимо указанной темы поднимают большое количество других.

«Золотой петушок» порадовал нас двумя спектаклями для детей – «Стрелы солнца» и «Серая шейка» и совершенно ошеломил «взрослым» спектаклем по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети».

«Серая шейка», которую мне посчастливилось видеть в самом Озёрске, печальна и поэтична. Она вся подчинена природным циклам и плавно идёт по заданной Маминым-Сибиряком тропинке сквозь осень, зиму, весну. Включённые режиссёром Ольгой Сидоренко хайку Мацуа Басё выглядят в спектакле абсолютно родными, Урал мягко и ненавязчиво предстаёт в контексте Азии, и зритель понимает, что это естественно, что это наша специфика. Тема родителей-уток, оставляющих с болью в сердце свою подраненную доченьку на зиму и покидающих её, тоже тема взаимоотношений матери и детей, к тому же в спектакле Серая Шейка сама становится мамой и рассказывает свою историю собственным деткам.

Спектакль «Стрелы солнца», этнический, фактурный, с прекрасными куклами, окунает нас в мир Севера. Узнаются и чукотские, и приамурские сказки, и гренландские рисунки Рокуэла Кента. Маму забирает к себе Пурга, а её дети, ленивый сынок и кичащаяся своей красотой дочка, остаются одни. Только тут они начинают понимать, что такое мама в их жизни. Идут спасать её, взрослеют, становятся людьми. Этот спектакль дети смотрят про одно, а взрослые – про другое. Дети про поиски мамы, которую нужно обязательно спасти, взрослые – про вечную вину нашу перед родителями. Эта многослойность спектакля – его главный содержательный плюс. Можно поздравить с такой работой и театр, и режиссёра – Станиславу Мюрего.

«Мамаша Кураж» стала ясным и выразительным восклицательным знаком в окончание гастролей. Начало спектакля совершенно неожиданное: выбегают на сцену молодые, красивые, полные жизни актёры, с открытыми лицами и поют весёлый зонг о честности, которая невыгодна в нашей жизни – зонг почти из середины пьесы Брехта. Но вот они пропели свою залихватскую песню. Показали себя зрителю. Накинули капюшоны – появились куклы. И началось чудо.

Большой круг на сцене, похожий на старый скрипучий мельничный жёрнов. Артисты, чьи лица скрыты рогожными капюшонами, а плечи такими же пелеринами, крутят этот круг, вечный круг трудов и покорности. А на самом этом жёрнове герои спектакля – маленькие планшетные куклы – тянут маркитантский фургон, бредут дорогами войны и собственной судьбы, всё по кругу. Посередине этого блёклого колеса – некой модели мироздания глазами европейца времён тридцатилетней войны и наших времён – вздымается рваное полотнище. Это и боевое знамя, неважно чьё, и облака на сером небе, и дождь, и снег, а в конце спектакля белый саван войны и смерти, одевший зимнюю скованную планету…

Весь спектакль (длится он два с половиной часа) мы жили, переживали, смеялись и страдали вместе с куклами. Только в двух местах одна и та же актриса (Светлана Ерохина, великолепно сыгравшая Иветту, полковую проститутку, и немую дочь мамаши Кураж Катрин) появилась в живом плане.

Среди кукольников бытует идея, что через куклу можно показать всё, что выразительность её способна поспорить с выразительностью живого актёра. Смотря озёрский спектакль, убеждаешься в этом. И, самое главное, понимаешь, что природа театра Брехта (с его принципом отчуждённости) как нельзя более органично подходит именно театру кукол.

«Кукольный» опыт постановки «Мамаши Кураж», осуществлённый их театром, первый в России, а, возможно, и в мире. Если это так, то ценность спектакля ещё более возрастает, он становится не просто несомненной удачей, но явлением историческим.

Для режиссёра-постановщика «Мамаши Кураж», молодого режиссера из Санкт-Петербурга Алишера Багамедова, пьеса Брехта – материал судьбинный. Он всей своей творческой и человеческой сутью понимает то, о чём пишет Брехт, может почувствовать весь ад тридцатилетней войны и передать её вязкую повседневность.

Художественное руководство постановкой – главного режиссёра и директора «Золотого петушка» Бориса Макарова. Его мудрый взгляд талантливого педагога и творца, проникнут болью за современную Россию и мир. Жизнь, конечно, идёт по заданному кругу, но «всё не так, ребята». И это тоже очень чувствуется в спектакле и тоже влияет на конечный результат.

В «Мамаше Кураж» Багамедова, Макарова и Андрея Степанова (художник спектакля) – всё знаково. Безвольно болтающиеся ручки куклы Кураж, такой крепкой, румяной, умеющей жить, но никого не могущей спасти. Вербовщик и Фельдфебель, как вороны-стервятники, расположившиеся на поле битвы (потом их длинные тряпки вместо тел сменятся ладными пузатыми тельцами в военных латах, когда «вороны» обретут «человеческий» облик). Кресты, или виселицы по обеим сторонам кулис, на которые вешаются убитые куклы – сыновья Кураж. Все эти знаки складываются в очень стильное, величественное и трагичное целое, от которого к финалу (как и от актёрской игры и от глубины мысли и правды этого спектакля) текут слёзы, и ты ощущаешь почти забытое в театре – катарсис.

Финал спектакля таков: убиты все дети Мамаши Кураж, которая то благословляет войну, кормящую её, маркитантку, то проклинает, поётся зонг о войне, ждущей новых жертв, саван укрывает землю… Зажигается свет, актёры сбрасывают капюшоны. Они весело пляшут и поют. Они всего лишь артисты, заставившие нас плакать и думать. Природа искусства – явленная просто, внятно и честно.

На протяжении спектакля, следя за развитием и глубиной образа Кураж, представляешь взрослую опытную актрису, чьё понимание роли и органичность оправданы десятилетиями работы в театре. И вдруг, в конце, когда объявляют всех, кто сыграл, ты с потрясением видишь, что играла Кураж совсем молодая актриса Екатерина Замула. И это подарок зрителю – открытие нового имени.

Отдельно хочется упомянуть имя Сергея Гальперина. Он не только автор замечательной музыки ко всем спектаклям Озёрского театра кукол, но и тонкий, умный актёр. Его Священник в «Мамаше Кураж» заставляет по-другому взглянуть на этот всегда мало симпатичный брехтовский образ. Напоённый личным обаянием и философичностью Сергея Священник произносит свои реплики с таким бессилием перед паскудной реальностью, что его мимикрия, его приверженность к светской суете и прочие неприятные черты становятся понятными и обезоруживают этой внятностью: священник слаб, но слабы и все другие. Он не самый худший из слабых.

Вообще актёрский состав «Золотого петушка» – отдельная тема. Молодые, задорные, влюблённые в профессию, талантливые ребята создают ансамбль – одно из главных зрительских наслаждений.

Озёрский «Золотой петушок» многое дал нам. Он снова повернул нас к основной теме жизни – материнству, показал, что театр, который не занимается режиссёрскими изысками, а честно и умно ведёт диалог со зрителем и даёт пищу к размышлениям – самый хороший театр.



Брандесова Майя.

Опубликовано: Южно-уральская панорама.- 2010. – 4 марта (№51). – С.10

Мамаша кураж и её дети
30 марта 2010
В Челябинске завершились гастроли озёрского театра кукол «Золотой петушок». В течение недели зрители увидели три спектакля из репертуара театра — две детских сказки и постановку для взрослых — спектакль по пьесе Брехта «Мамаша Кураж и её дети».

Премьера постановки состоялась в октябре прошлого года и стала настоящим событием не только для Озёрска, но и для всей театральной России. Эту работу театр планирует выдвинуть на соискание премии «Золотая маска».

Знаменитая брехтовская «Мамаша Кураж» — и вдруг в кукольном театре?! Казалось бы, трудно придумать более противоречивое сочетание. В массовом сознании уже давненько между кукольным и детским театрами появился знак равенства. О спектаклях Вольховского «Карьера Артура Уи», «Мёртвые души», «Процесс над Жанной Д`Арк» помнят лишь старожилы да критики. К тому же пьесы Брехта не слишком жалуют на российской сцене. Так что озёрский театр представил челябинцам в полном смысле эксклюзивную постановку.

Риск — благородное дело

Дерзкую идею поставить «Мамашу Кураж» предложил студент — дипломник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Алишер Багамедов.

Почему дерзкую? Дело в том, что знаменитая пьеса Брехта прежде никогда не ставилась в кукольном театре. Доверить столь смелый эксперимент студенту-дипломнику было вдвойне рискованно. Однако в театре идея понравилась.

— Постановщика привлекла тема войны, которая вечна и бесконечна, — рассказал руководитель озёрского театра кукол «Золотой петушок» Борис Макаров.

— Он сам из Дагестана, вырос в период постоянных войн вокруг и внутри, и для него это очень больная тема. В этом вопросе мы с ним солидарны. Тема войны, людей на войне и на сегодняшний день остаётся актуальной.

«ДИП-студия» пройдёт в Озёрске с 21 по 24 марта. Фестиваль организован по инициативе Владимира Кулика, бывшего директора кукольного театра «Золотой петушок», ныне возглавляющего театр драмы «Наш дом».

Как признаётся Борис Макаров, работа оказалась не из лёгких. Больше года длились репетиции. Постановка была сдана, но на этом трудности не закончились. Премьера так и не состоялась из-за каких-то формальностей с документами. В результате год с лишним спектакль «пролежал на полке». За это время труппа успела обновиться практически наполовину. Уехала и главная исполнительница. В результате работу пришлось репетировать практически заново. На главную роль ввели совсем молодую актрису — ещё один рискованный шаг.

Екатерина Замула всего год назад окончила екатеринбургский институт. Однако упорство актрисы и терпеливое, мудрое наставничество руководителя сделали своё дело — спектакль по достоинству оценили как зрители, так и критики.

«Остранились» по Брехту

Роль первооткрывателей столь же почётна, сколь и сложна. Брехтовский метод отстранения используется для того, чтобы избавить пьесу от излишней сентиментальности.

Своими зонгами Брехт намеренно раздражает, выводит зрителя из равновесия, как, впрочем, и актёра, не позволяя ни тому, ни другому полностью проникнуться благородным чувством сопереживания, что так близко русскому менталитету — хлебом не корми, дай пострадать.

Может быть, поэтому драматургия Брехта столь сложна для российской сцены. Актёры играют «на разрыв» аорты, зачастую забывая о том самом отстранении, которое для Брехта чрезвычайно важно.

Собственно, Брехт так редко удаётся не потому, что непонятно, о чём его сегодня играть, а потому, что непонятно, как играть. Поэтому озёрским актёрам пришлось действовать методом проб и ошибок: постигать специфику брехтовского метода и пытаться совместить её со спецификой кукольного театра.

«...война уничтожает человеческие добродетели даже у самых добродетельных людей». Б.Брехт

— Во-первых, драматургия сложная, — рассуждает Борис Анатольевич. — Во-вторых, очень много текста. Должен быть высокий уровень мастерства, чтобы кукла, как мы говорим, могла тянуть такой большой объём текста. В этом главная проблема.

Тем не менее труппе удалось найти свой подход к столь сложному произведению. А приём отстранения, провозглашённый Брехтом, оказался идеальным для кукольного театра, когда актёр и кукла предстают то как единое целое, то как разные персонажи.

Знаменитые брехтовские зонги в зависимости от действия привносят долю иронии или скепсиса, не позволяя актёрам и зрителям перейти ту грань, где заканчивается театр и начинается реальность. В спектакле удивительно ровно выстроены все актёрские работы. Как правило, постановщик делает основную ставку на мамашу Кураж, другие роли на её фоне кажутся бледнее. В данном случае все образы получились индивидуальными, с яркой характерностью, несмотря на то, что актёрам приходится играть по нескольку ролей. Благодаря этому спектакль приобрёл необходимый объём, превратившись из частной истории о мамаше Кураж и её детях в настоящую сагу о войне.

Планы ближние и дальние

Спектакль уже получил высокие оценки не только челябинской публики и критиков. А в ближайшее время «Мамаша Кураж» отправится на фестиваль кукольных театров, который открывается 16 марта в Иваново. Сразу после возвращения в родные пенаты озёрские кукольники совместно с коллегами из театра «Наш дом» будут принимать гостей со всей страны, собравшихся на Российскую театральную биржу «ДИП-студия».

Мероприятие пройдёт уже в четвёртый раз. Его главная цель — помочь выпускникам театральных вузов обрести работу, а директорам театров — найти молодых, талантливых артистов.

В этот раз в Озёрск съедутся студенты не только из Екатеринбурга, Челябинска и Магнитки, к ним присоединятся выпускные курсы Иркутского, Новосибирского, Ярославского театральных институтов.

В рамках мероприятия намечены показы студенческих работ, семинары, мастер-классы, педагогическая лаборатория.

Брехт так редко удаётся не потому, что непонятно, о чём его играть, а потому, что непонятно, как играть.

Виктория ОЛИФЕРЧУК

Опубликовано: Вечерний Челябинск. – 2010. – 3 марта. – С.6

Озёрский театр кукол представил в Челябинске Брехта
3 марта 2010
«И затаив свои мечты, Со всеми в ряд шагаешь ты.
Увы, приходится шагать И ждать, ждать, ждать...»

...поют актёры Озёрского театра кукол в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Они поют так, что ты не видишь ничего, кроме большого колеса в центре сцены; не думаешь «и о чем другом, кроме той истории, в которую тебя посвящают; с разочарованием встречаешь антракт, неожиданно выбивающий тебя из редкого состояния погружённости и веры в происходящее.

Надо сказать, что среди кукольников России озёрские первыми осуществили по­становку истории Мамаши Кураж Бертольда Брехта, молодым актерам театра «Золотой петушок» посчастливилось проверить свои силы на самой знаменитой антивоенной пьесе. Спектакль этот, не отличающийся до­бротной работой художника, запоминается и во многом выигрывает благодаря отличным актерским работам.

Исполнительница заглавной роли Екате­рина Замула по возрасту годится в дочери своей героине, но это ей явно не мешает. Её Анна Фирлинг, оптимистичная и находчивая, всегда молода душой и готова к любым превратностям судьбы. Именно юность актрисы, её голос, не перегруженный еще многолетним профессиональным опытом, чистые интонации заставляют зрителя увидеть живой образ за куклой, являющейся здесь всего лишь средством. Вообще-то на первый взгляд фигура Мамаши Кураж несколько выбивается из общей картинки, созданной художником Андреем Степано­вым: персонажи не имеют ни четкого лица, ни формы, и только она одна вылеплена как-то уж слишком добротно, будто для другого спектакля сделана. Но это только первое впечатление. Ведь для военной маркитантки давно все люди стали на одно лицо, а инте­ресны они лишь с точки зрения своей плате­жеспособности. Анна Фирлинг выживает так, как умеет, превыше всех и всего ставя себя. Все происходящее мы видим её глазами, поэтому и кукла Мамаши Кураж в спектакле самая «тяжелая».

Интересная и большая работа была про­делана и актрисой Светланой Трофимовой-Ерохиной. Ей удалось совместить образы взбалмошной проститутки Иветты и Катрин (немой дочери Кураж). У нее самая сложная сцена в спектакле. Эпизод, в котором Ка­трин героически погибает, устраивая шум на крыше крестьянского дома, играется в живом плане. Она бьет в барабан так, что становится жутко и оторопь берет перед силой духа человека, способного на
подвиг самопожертвования ради неведомых детей.

Природная пластичность и музыкаль­ность актёра Сергея Гальперина создали, пожалуй, самый яркий мужской образ спектакля — полкового священника. Этот персонаж бесконечно смешной, показан в своем развитии от приятия войны до полно­го отвращения к ней. Гальперин является и автором музыки в «Мамаше Кураж», включая мелодии к зонгам, которые блестяще ис­полняют все семеро участников спектакля. Вообще, надо сказать, что брехтовский прием «очуждения» в театре кукол работает безупречно: элемент условности здесь наи­более очевиден, но актеры всегда могут, оставив куклу, выйти на первый план в слу­чае сюжетной необходимости и логической обоснованности.

Кажется, что в брехтовской стихии актерам Озерского театра кукол «Золотой петушок» действительно комфортно и даже привольно. Будем надеяться, что Екатерина Замула, Светлана Трофимова-Ерохина, Сергей Гальперин, Дмитрий Ерохин, Антон Семавин, Роман Соловьев и Константин Тимофеев смогут рассказать историю «Мамаши Кураж» и за пределами своего «закрытого города».

Мария Игнатенко, Челябинск

Опубликовано в журнале «Театральный сезон».- 2010. - №2. – С.30

Открытие в закрытом городе
2 февраля 2010
Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» получил самую высокую оценку профессиональных критиков.

Премьера спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» состоялась в октябре и моментально вызвала к себе живой интерес публики. Знаменитая пьеса Бертольта Брехта поставлена молодым режиссером из Санкт-Петербурга, в нем заняты молодые артисты театра, и наверное поэтому в спектакле царит настоящий кураж, страсть, эмоция. Спектакль берет за живое, захватывает, обжигает своей молодой энергией. С первых минут действия наступает полное и безоговорочное единение зрительного зала и сцены, когда каждое слово бьет точно в цель и вызывает горячий ответный отклик. Все, кому довелось побывать на премьерных показах спекаткля, в один голос говорят: «Мамаша Кураж и ее дети» - постановка высочайшего уровня. Среди записей в театральной Книге отзывов есть такой: «Мы смотрели спектакль и не верили, что находимся в Озерске. Казалось, что сидишь в зале какого-нибудь столичного театра с мировым именем. Спектакль идет на одном дыхании и два с половиной часа пролетают, как мгновение. Огромное спасибо!».

Побывавшие в Озерске профессиональные критики из Челябинска оценили спектакль не менее высоко и дружно поздравили театр с новой победой, с выходом на высокий профессиональный уровень:

Спешков В.Г., зам. главного редактора газеты «Челябинский рабочий», член экспертного совета фестиваля «Золотая Маска», председатель Челябинской секции критиков: «Мы наблюдаем вас в развитии, и видим, что этот спектакль – важное звено в становлении молодого театра. Спектакль все время идет по-возрастающей, что очень редкое качество для большинства постановок. Он большой, подробный, но, тем не менее, абсолютно не скучный, и по-настоящему волнующий. Например, когда Кураж бежит за дочерью, или в сцене гибели Катрин, когда она неожиданно появляется в живом плане и бьет в барабан, чтобы спасти город. Молодые актеры, несомненно, обаятельны, у каждого из них есть определенный персональный образ. Проделанная театром работа грандиозна. Так что я вас с этим поздравляю, это победа. Действительно победа».

Камоцкая И.Ю., заведующая литературно-драматической частью Камерного театра г. Челябинска, преподаватель ЧГАКИ: «Спектакль глубоко осмыслен, крепко сколочен и я думаю, что Брехт писал именно об этом: о мире, и о том, что мир этот ненормально устроен – и это очень мощно звучит в спектакле. У вас точно схвачен именно Брехтовский театр. Спектакль все время балансирует: с одной стороны мир, а с другой – Мамаша Кураж. С одной стороны то, как мир устроен, а с другой – кто мы такие и как мы меняем этот мир».

Сложно представить себе пьесу, более актуальную на сегодняшний день, чем «Мамаша Кураж и ее дети». Сколько существует человечество, столько оно и воюет. Непрерывно. Годами, десятками лет и даже целыми столетиями люди продолжают убивать друг друга. Они так живут. Бертольт Брехт устами Священника говорит в своей пьесе: «Виноваты те, кто развязал войну. Все самое низкое в человеке она вытаскивает на поверхность». Мамаша Кураж не понимает этого. Она находит в войне свою выгоду, пытается нажиться на ней. Война становится ее жизнью, единственно возможной средой обитания. Но «войною думаешь прожить, за это надобно платить». И Кураж платит, вернее, расплачивается – жизнью своих детей. Но даже после этого продолжает толкать свой фургон дальше...

Новой постановкой Озерского театра кукол уже заинтересовались такие известные российские фестивали, как Международный фестиваль театров кукол «Муравейник» (г. Иваново), Международный молодежный театральный фестиваль «Завтра начинается сегодня» (г. Тула), Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» (г. Екатеринбург). Согласно общему мнению критиков спектакль достоин номинаций на фестивалях любого уровня. И более того, от них поступило предложение выдвинуть этот спектакль на соискание национальной театральной премии «Золотая маска».

Юлия Клепикова

Новая победа озёрского театра кукол
2 января 2010
Прислушайтесь: «Давно это было. Может, сто раз с той поры проехало солнце на белом своем олене из одного конца тундры в другой… А может, и больше. Кто считал? Только давно это было…». Так течет-переливается добрая и мудрая северная сказка про храброго мальчика Ятте и его красавицу сестренку Тэюне. «Стрелы солнца» - скорее сказка-песня или сказочная песня. Она льется, переливается, меняет направления, но нигде резко не обрывается. Как единое полотно с вышитыми на нем рисунками.

В итоге получилась сказка, не просто очень добрая и красивая, но и современная.

Горит огонь в домашнем очаге и пока он есть все родные будут вместе. Им не страшны никакие беды и печали. Главное беречь свой очаг. Худо тому дому, в котором этот очаг погас. Проберется в дом злая волшебница Пурга и тогда беда… Баракат – это невидимые нити, связывающие членов семьи между собой. Молодой семье желают обрести баракат и сохранить его на всю жизнь. То есть найти гармонию в общении друг с другом, с родителями и детьми. Пока в семье есть баракат, а члены семьи уважают и поддерживают друг друга, никакие беды и проблемы не страшны. Спектакль «Стрелы солнца» обращается к детям и их родителям с призывом – необходимо всегда «поддерживать огонь своей яранги».

Беречь маму. Она хранительница очага. Дети часто не замечают маминой любви, ведь она есть всегда. Им даже сложно представить себе, что мамы может не быть. Сказка про Ятто и Тэюне дает детям возможность пережить этот момент, пронаблюдать со стороны – какого это, потерять маму. Дети принимают заботу родителей, как нечто само собой разумеющееся и не считают, что должны отвечать благодарностью, например, обычной помощью по дому. И уж конечно не задумываются, что родители не всегда будут рядом.

В сказках разных народов сконцентрированы его лучшие качества - мудрость и юмор, доброта и сострадание, храбрость и благородство… Добро всегда побеждает зло, слабый защищен, а жадный наказан. Сказки дарят нам Мечту, Надежду и Радость. Встречи с ними всегда праздник. Подарите его себе и детям.

В сказках народов севера живет стихия Ветра, Солнца, Тьмы и Света. Герои сказки живут среди них, они часть окружающей их природы. Солнце, Ветер, Весна, Пурга, Лето, Тьма – все это люди как бы одушевляют и постоянно соприкасаются с этими явлениями. Стихии, означающие свободу, изменчивость, легкость, не просто окружают этот сказочный мир (заполняют пространство), они и есть этот мир. Для режиссера важно создать на сцене не просто красивый спектакль, а некий другой, незнакомый, сказочный мир. Мир, который представляется не бесконечно однообразной тундрой, а неожиданно для зрителя меняется и становится то пугающим (замок Пурги), то ярким, цветным (смена зимы весною, финал).

Желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня и металла. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни.

Юлия Клепикова

20 декабря 2009
Когда-то давно, в детстве, у меня была заветная мечта – чтобы любимая кукла Катя поговорила со мной. В то, что Катя не может говорить, потому что она неживая – тогда как-то не особенно верилось. В самом деле, разве может быть неживым существо, которое лучше всех тебя понимает и умеет так внимательно слушать?..

А еще меня всегда удивляло – почему взрослые не понимают самых простых вещей? Почему такие серьезные проблемы кажутся им всего лишь детскими, а значит, глупыми и незначительными? Ведь они сами были детьми! Размышляя об этом, я давала себе клятву: обязательно запомню себя в детстве! Но прошло время… и я вдруг замечаю, что мне становится все труднее понимать моего подрастающего сына. К своему сожалению иногда я слышу от него – «мама, ты меня совсем не понимаешь!»…

Так хочется снова заглянуть в детство, вспомнить его, увидеть мир глазами ребенка, вернуться в сказку, из которой мы все когда-то вышли! Театр кукол «Золотой петушок» дарит вам такую возможность! И когда вы посмотрите спектакль «Неживой зверь» по одноименному рассказу Тэффи, - вы все поймете…


Какой он – мир Детства? Если бы ребенок мог рассказать, как он себе представляет самые обыкновенные вещи, то взрослые заглянули бы в волшебный и невероятный мир, иногда полный ужасов. Так и фантазия маленькой Кати в спектакле «Неживой зверь» одухотворяет все вокруг, наполняя мир красками и яркими образами. Девочка замечает и чувствует намного больше, острее и взрослому никогда не понять, что игрушечный Барашек может быть единственным настоящим другом, потеря которого равносильна катастрофе...

Но взрослым как всегда не до этого. Они заняты своими житейскими неурядицами, выяснением отношений и прочими «важными» проблемами. Им некогда обратить внимание на такие «незначительные и несерьезные» детские трудности. Некоторые родители вообще считают своим долгом истребить всякие «глупые» фантазии малыша, опасаясь, что их ребенок потеряет контакт с суровой действительностью за окном.

Спектакль «Неживой зверь» будет интересен детям от 10 лет, но, все же, его главное предназначение – призыв к миру Взрослых. Ваше равнодушие или, наоборот, грубое вторжение в мир малыша, пичканье трезвыми объяснениями из области здравого смысла глубоко ранит его. Важно всегда помнить, что мир детства прекрасен во все времена и счастлив тот человек, который смог стать взрослым и не растерять Ребенка в себе – тот Божий дар, который дарован каждому из нас при рождении.

Согласитесь, разговор на такую тему не может быть равнодушным или заурядным. Неординарный творческий замысел режиссера – Натальи Шимкевич – с первых минут погружает зрителя в атмосферу забытого детства с его тихим счастьем, ночными кошмарами, безграничностью счастья и безысходностью потерь. Поразительно точно прочувствовал мир Детства и художник спектакля – Николай Вагин. Выразительные нежные куколки так и приглашают поиграть, а хрупкая, как само детство декорация устремлена ввысь…

А как проникновенна актерская игра! Спектакль достаточно сложен для исполнения - все действие происходит в полнейшем «молчании» актеров, иллюстрирующих звучащие фоном воспоминания главной героини. Тем ярче в нем смогли проявиться все грани мастерства талантливых артистов: Татьяны Белки, Ольги Литвинцевой, Игоря Шестакова, Дмитрия и Светланы Ерохиных. И нет в зале зрителя, не вспомнившего свое Детство, не проронившего слезу…

Совсем неважно, что свой рассказ Тэффи написала около ста лет назад, в самом начале ХХ века. «Неживой зверь» не утратил своей современности, он находится вне времени и вне эпохи. Такие события могут произойти в жизни каждого ребенка, и маленькая девочка Катя рассказывает нам свою историю, историю длиною в Детство…


Юлия Клепикова
Божий дар детства
18 инюня 2009
В пятницу 13 июля в театре кукол «Золотой петушок» было слишком людно для летнего полдня. Здесь давали спектакль «Неживой зверь» по одноименному рассказу Тэффи.


То, что происходило в этот день в театре, режиссер спектакля Наталья Шимкевич из Ке­мерова назвала генеральной репетицией. До премьеры еще далеко - она состоится осенью. Тем не менее, режиссеру и театральной труп­пе: Татьяне Белковой, Дмитрию и Светлане Ерохиным, Ольге Литвинцевой и Игорю Шестакову - хватило смелости позвать на репети­цию не только своих знакомых и друзей, но и профессиональных критиков из Челябинска.

В основу рассказа Тэффи «Неживой зверь» положены щемящие воспоминания об ушедшем детстве. Маленькая Катя растет в атмосфере любви и семейного согласия, и этот мир кажется ей прочным и незыблемым. Узнаете? Многие из нас испытывали это чувство защищенности, когда рядом мама и папа, большие, сильные, ве­селые... Как порой каждому из нас не хватает этой спокойной уверенности в том, что ничего дурного не может произойти!

У Кати мир безоблачного детства стал ру­шиться очень рано. Редко стала бывать дома мама, от горя начал попивать отец. Только пу­шистый игрушечный баран - подарок родите­лей на Рождество - неизменно оставался с де­вочкой. Она так его любила, что от любви он поистрепался, стал грязным и некрасивым. Дни его были сочтены: барана выбросили в подвал, где его разорвали крысы, и Катя ничем не смогла помочь любимцу. Вот и весь сюжет спектакля. По сути дела, сюжета нет вовсе. Так, обрывки воспоминаний, тени детских страхов, сменяющие друг друга картинки из прошлого, иногда - сказочно светлого, чаще смутно-пугающего. Отчего же тогда все: каж­дая кукла, каждое слово, каждый взмах руки создает эффект «дежа вю», как будто все это было и в моем детстве? Отчего сжимается сердце и хочется погладить по голове «нежи­вую игрушечную» Катю, заслонить ее от жес­токой взрослой жизни?

Оттого, наверное, что спектакль про нежи­вого зверя получился очень живым. Найдены верные интонации, и они не могут не пробиться к душам живых людей. Об этом говорил теат­ральный критик Владимир Спешков: «Рассказы­вать об ушедшем детстве трудно. Но вам ве­ришь, потому что вы делаете очень деликатный и честный спектакль». Осенью он будет показан в программе сразу двух фестивалей: «Соло­менный жаворонок» имени Валерия Вольховского и «Сцена-2007».

Режиссер и актеры адресуют свою работу «де­тям от 10 до 80 лет». Всем, кто еще в состоянии сделать чье-то детство более счастливым.


Елена Вяткина

Такой живой "Неживой зверь"
19 мая 2009
В детстве у меня была заветная мечта – чтобы любимая кукла Катя поговорила со мной. В то, что она не может говорить, тогда как-то не особенно верилось. В самом деле, разве может быть неживым существо, которое тебя лучше всех понимает и умеет так внимательно слушать?..

А еще меня всегда удивляло – почему взрослые не понимают самых простых вещей, почему детские такие серьезные проблемы кажутся им глупыми и незначительными? Ведь они сами были детьми! Размышляя об этом, я давала себе клятву: обязательно запомню себя в детстве! Но прошло время… и я все чаще слышу от своего подрастающего сына – «мама, ты меня совсем не понимаешь!»…

Спектакль «Неживой зверь»

Так хочется снова заглянуть в детство, вспомнить его, увидеть мир глазами ребенка, вернуться в сказку, из которой мы все когда-то вышли!

Уважаемые наши зрители, театр кукол «Золотой петушок» совсем скоро предоставит вам такую возможность! Мы уверены, что когда вы посмотрите наш новый спектакль «Неживой зверь» по одноименному рассказу Тэффи, - вы все поймете…

К творчеству «очаровательной Тэффи» (так называли ее современники) театральная драматургия обращается нечасто, и, на мой взгляд, это неправильно. Надежда Александровна обладала особым талантом, позволявшим ей с мягкой иронией и предельной жизненностью высвечивать уродство общественного уклада и внутренней жизни человека. Тэффи умела чутко чувствовать обетованный край Детства и даже ее псевдоним пришел из детской сказки Р. Киплинга – так звали маленькую дочку первобытного человека, полное имя которой было «девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья». В сюжетах Тэффи часто соседствуют две параллельные цивилизации: миры Детей и Взрослых. Рядом с крылатой детской фантазией живет приземленная, бытовая рассудительность взрослых.

Какой он – мир Детства? Если бы ребенок мог рассказать, как он себе представляет самые обыкновенные домашние вещи, то взрослые заглянули бы в волшебный и невероятный мир, иногда полный ужасов. Так и фантазия маленькой Кати в спектакле «Неживой зверь» одухотворяет все вокруг, наполняя мир красками и яркими образами. Девочка замечает и чувствует намного больше, острее и взрослому никогда не понять, что игрушечный Барашек может быть единственным настоящим другом, потеря которого равносильна катастрофе...

Но взрослым как всегда не до этого. Они заняты своими житейскими неурядицами, выяснением отношений и прочими «важными» проблемами. Им некогда обратить внимание на такие «незначительные и несерьезные» детские проблемы.

Совсем неважно, что свой рассказ Тэффи написала около ста лет назад, в самом начале ХХ века. «Неживой зверь» не утратил своей современности, он находится вне времени и вне эпохи. Такие события могут произойти в жизни каждого ребенка, и маленькая девочка Катя рассказывает нам свою историю, историю длиною в Детство…


Жукова Ольга Вячеславовна, учитель литературы МОУ «Лицей №39»: Прежде всего, я поняла, что в театре кукол началась интересная жизнь. Жизнь яркая, бурная. Жизнь, которая притягивает. Жизнь, которая заставляет задуматься, не пропускать те спектакли, которые появляются.

Далеко не все в этом сезоне я увидела, но то, что увидела меня ободряет и окрыляет как учителя литературы. о чем-то. А самое главное заставляет даже Очень важно для меня – о наболевшем, о профессиональном – есть возможность для детей самого проблемного возраста 14 лет и выше. Им сложно себя найти. Театр кукол помогает развить некоторую культуру видения, театральное видение, расширить объем личности. Мы посмотрели с ребятами «Неживой зверь», вызвавший неоднозначные впечатления, противоречивые, много споров. Мы потом целый урок посвятили обсуждению этого спектакля. Но самое главное – он не оставил равнодушным. Кто-то не принял его, кто-то принял, кто-то не понял. Мы сравнивали текст с литературным первоисточником. Размышляли насколько вообще может быть разная режиссерская концепция спектакля. Многие решили самостоятельно отозваться на этот спектакль и написали рецензии, в которых они увидели интересные, яркие грани, неожиданные для меня. Потому что детское мышление всегда превосходит наше взрослое.

У детей появляется первый опыт ощущения театрального пространства, театрального искусства, первая возможность написать свой отклик, переживания. Это пока еще не рецензии настоящие, но по крайней мере для них это добровольно и они откликаются. Это очень важно. На спектаклях театра кукол «Золотой петушок» можно воспитать молодое поколение. Для меня как для педагога это очень важно.


Юлия Клепикова
Живые картинки детства
25 февраля 2009
Наберемся смелости, чуть приоткроем занавес и попадем… ни за что не поверите – на съемки телевизионного шоу! «Режиссер» Сергей Владимирович суровым голосом отдает последние указания, «помощник режиссера» Ирина Витальевна молниеносно эти самые указания выполняет, а телеведущие Ваня Датский и Катя Турман практикуются в проведении кастинга на главные роли бессмертной сказки «Репка». Главная интрига спектакля – Репку будут выращивать совместно с самыми шустрыми добровольцами из зала. Остальным тоже скучать не придется – от них потребуется не менее деятельное участие. Отсидеться в сторонке не удастся никому!

Уж так и быть, откроем еще одну «страшную» тайну. Помогать Ване и Кате выращивать Репку (а на самом деле мешать!) будет еще один персонаж – некая милая особа со странным именем Чуча. Кто это такая – пока не скажем (а, может, мы и сами не знаем!), но намекнем:

Она и не рыбка, и не киска, А кому что нравится.
По талантам, ох, артистка (ужас!),
На лицо – красавица!

Игра-импровизация «Рэпка» - из тех спектаклей, которые можно смотреть в неограниченных количествах, и каждый раз это будет нечто новое и неповторимое. А, кроме всего прочего новый спектакль Озерского театра кукол – прекрасная и уникальная возможность для девчонок и мальчишек поиграть в «театр» на настоящей сцене в компании профессиональных артистов. Не упустите свой шанс!

Юлия Клепикова

Практические занятия для театралов-огородников
10 февраля 2009
Интервью к юбилею театра.

В этом году театр кукол «Золотой петушок» отмечает юбилей – ему исполняется 55 лет! В 1952 году он был создан молодыми актерами-энтузиастами, которые вложили в театр кукол всю силу своей души и юношеский задор. Не смотря на свой почтенный возраст, «Золотой петушок» по-прежнему остается юным и прекрасным, а ряды нашего коллектива пополняют талантливые молодые артисты.
Первый сезон работают в театре кукол «Золотой петушок» Дмитрий и Светлана Ерохины – выпускники Екатеринбургского театрального института. Каковы их первые впечатления? Сложились ли планы на будущее?
Как и многие молодые артисты, Светлана и Дмитрий полны самых дерзких мечтаний, стремлений найти себя в театральном мире, творить Доброе и Прекрасное. Внушает уважение и располагает к себе их мудрая рассудительность, огромное желание учиться у новых коллег, уважение к мастерству.


- Светлана, Дима, расскажите, как вы попали в наш город?

Светлана. - Мы окончили Екатеринбургский театральный институт, кафедра Актер театра кукол, мастерская Заслуженного деятеля искусств России, доцента Жукова Сергея Константиновича.

- Это очень важно, - хором отметили оба.

Дмитрий. - После дипломного спектакля мы получили сразу два приглашения: в Новокузнецк и в Озерск. Сначала приняли приглашение Новокузнецка - решили покорить просторы Сибири. А уже после того, как покорили (смеется) – приехали сюда, поближе к родным местам. Светлана родом из Перми, я – из Челябинска.

- Были еще причины отъезда из Новокузнецка?

Дмитрий. Актерская профессия бродячая и это абсолютно нормальное явление, когда актеры переходят из театра в театр, если они считают, что не соответствуют данному театру. В идеале надо все время стремиться к лучшему.

- Расскажите, как оказались в театральном институте на отделении «Актер театра кукол»? Почему именно куклы?

Дмитрий. – Я хотел поступить именно на это отделение. Трудно объяснить, почему именно куклы определили мой выбор. Не было особого желания выходить демонстрировать свою персону, хотелось выразить себя через более философский жанр.

Светлана. А я поступала на драму. Отборочный тур почти прошла до конца, но в итоге мне сказали, что я маленького роста и посоветовали пойти на кукольное отделение.

- Как сложилась ваша семья?

Дмитрий, улыбаясь Светлане - Давай расскажем всю страшную историю! Дело в том, что на первом курсе мы очень сильно поругались, на втором очень сильно подружились, а на третьем – расписались.

- И с тех пор у вас все замечательно!

Дмитрий. В личной жизни – да, все замечательно, а вот в искусстве – не всегда. Есть такая заезженная фраза – «из спора рождается истина». Вот у нас, наверное, то же самое. Как начинается совместная творческая деятельность, то частенько дело заканчивается ссорами. Что ж, приходится искать компромисс.

- Уже определились с театром? Готовы остаться здесь навсегда?

Дмитрий. Пока сложно сказать окончательно – слишком мало времени мы здесь находимся. В Озерске намного лучше, чем в Сибири, но в то же время нет предела совершенству. Надо искать, искать.

- А как вам Озерск?

Светлана. - Есть приятные моменты. Летом здесь очень хорошо.

Дмитрий. - Никогда нельзя сказать о чем-нибудь определенно: или все плохо или все хорошо. Есть в Озерске то, что нам очень нравится, но есть моменты, которые смущают, по крайней мере, пока.

- Что нравится?

Дмитрий. По сравнению с сибирским промышленным городом Новокузнецком, здесь очень чисто. Когда на территории города находятся пять металлургических комбинатов и каждый день на подоконнике черная копоть – это мало кому понравится.

- А что смущает?

Дмитрий. - Режим закрытости. То, что друзья не могут приехать в гости. Чувствуешь себя в ограниченном пространстве, как в коробочке.

Светлана. - Смущает торговая структура города. Нет настоящих супермаркетов, фирменных магазинов одежды. Продавцы какие-то сонные – не видно заинтересованности в покупателях. Нет желания ходить по этим магазинам и что-то покупать.

Светлана. - И развлекательные моменты смущают...

Дмитрий. – Вы не подумайте, вообще мы не любители дискотек и клубов. Но было как-то раз: немного устали и решили хоть раз в жизни куда-нибудь сходить, оторваться. Спросили местных: куда можно сходить, нам насоветовали и мы пошли. Оказалось: одно заведение на ремонте, в другом «дискотека за тридцать», а в третьем сидят пьяные накуренные дети и матюкаются. В итоге мы зашли в магазин, купили вино, закуску, приехали домой, выпили. Вот и оторвались…

- Как насчет творчества? Есть интересные работы?

Светлана. Понравилось работать с режиссером из Брянска – Ольгой Сидоренко. С ней ставился новогодний спектакль «Серая шейка».

Дмитрий. Не знаю в связи с чем, она нам понравилась. Может быть, здесь мы просто уже немножко привыкли к методу работы Бориса Петровича и что-то новенькое – это интересно.

- Уже есть любимые или сложные роли?

Дмитрий. – Любимая роль – наверное, Зайчик из «Серой шейки». Там мы работаем вдвоем – может, поэтому и комфортно. Мы ведь ни о чем не договаривается, когда вместе ведем куклу. А самая сложная для меня роль - Солдат в «Огниво». Когда этот спектакль у нас в репертуаре стоит, у меня самая большая паника.

Светлана. – Но это была и твоя первая большая роль.

- Что хотелось бы сыграть?

Светлана. - Лично мне хотелось, чтобы театр кукол включил в репертуар и взрослые постановки. Играли бы не только сказки, но и классику.

- Кто для вас эталон среди актеров?

Светлана. - Я потрясена работой Чулпан Хаматовой. Вот эталон актерской работы – насколько можно быть разной. Я видела ее игру на сцене, а там актер раскрывается полностью. Из актеров театра кукол – в Челябинске есть очень хорошая актриса, у которой можно поучиться – Арина Жарикова. С такими артистами очень хотелось бы поработать, у них есть чему учиться.

- А для Вас, Дима?

Дмитрий. – Среди актеров нет такого конкретного человека, но есть эталон в режиссуре театра кукол – В.А. Вольховский. Мы посмотрели несколько поставленных им спектаклей. Он потрясает грамотностью своей задумки, умением показать все, что он хочет без лишних перестроений. Ты смотришь и тебе все понятно, все просто, и в этих спектаклях самому очень хочется поучаствовать.

- Чем живете кроме театра, чем увлекаетесь?

Светлана смеется. - Театром. Дома все разговоры о театре.

Дмитрий. – Да. Большинство разговоров о театре. Придумывание собственных номеров и изготовление материальной части, кукол и прочего. Дома своеобразная мастерская, куча хлама. Но помимо этого есть еще и живопись. Это хобби и, ни в коем случае, не претендует ни на какие профессиональные вещи. Рисую, чтобы повесить картину на стену и закрыть дырку на обоях.

- Не сомневаюсь, что вы и много читаете. Какая последняя новинка впечатлила?

Светлана. – Пусть это и не новинка, но я с удовольствием прочитала «Хроники Нарнии» Льюиса Кэрролла. В детстве эта книга мне не попадалась, а сейчас я прочла ее с огромным удовольствием.

Дмитрий. - И потом, я хотел, чтобы ты прочитала ее и сама поняла, что голливудский фильм со всеми его спецэффектами – это, ничто по сравнению с тем, о чем говорит книга. А там главный смысл – Спешите делать добро.



Опубликовано: газета «ПроМаяк». – 2007. – 23 марта. – С.7

Спешите делать добро!
29 августа 2009
Left
Right